Новости

Интервью Дмитрия Коржова в Литературной России

– Чем запомнился нынешний «Капитан Грей»? Как шла подготовка к фестивалю? Довольны его итогами?
– Очень доволен. Лучший, на мой взгляд, «Грэй» получился за все годы его проведения – с 2011-го. Наш фестиваль, мне кажется, один из лучших сейчас в России. Мощный уровень участников. Достаточно вспомнить Вику Татур из подмосковного Красногорска и Романа Круглова из Петербурга. Их уровень – это уровень экспертов, а они к нам приехали участвовать. Открытием для меня стали стихи Ольги Беспаловой из Холмогор. Не подкачали и прозаики – абаканец Анатолий Бимаев, мурманчане – Ольга Боднарюк и Владимир Белошеев. Не подвела и Стефания Данилова из Питера – прекрасно работала и на семинаре, и в целом на фестивале. География, конечно, покорила: Абакан, Омск, Новосибирск, Нарьян-Мар, Архангельск и многие другие города. Жюри отменное, что, в принципе, для «Грэя» уже закон. Выделю замечательного давнего моего друга, председателя жюри нашего «Капитана» Алексея Витакова, прекрасного поэта и эксперта высочайшей категории Нину Александровну Ягодинцеву из Челябинска и одного из ярчайших представителей современной русской прозы Дмитрия Ермакова из Вологды. Еще одно яркое событие – поэтический пленэр почти на берегу Северного Ледовитого океана: впервые участники читали стихи на арктическом пляже. Подготовка шла в привычном режиме. Мы, правда, не ожидали, что так много работ будет, такого высокого качества.
– Литературный Мурманск — не оксюморон? Кажется, для читателей это терра инкогнита…
– Для читателей всей России, возможно, это и так, но для меня этот мир значителен и многолик. Год назад вышел из печати справочник Владимира Сорокажердьева «Литературный мир Мурмана», так там 500 биографий, пусть и за сто лет, но это немало. Для меня это живые люди, немало сделавшие и для литературы, и для России в целом. Достаточно вспомнить учителя моего, прозаика и великого подвижника Виталия Маслова – человека, который когда-то в Мурманске задумал провести первый День славянской письменности в СССР – и провёл, в 1986-м году. Именно поэтому в 1990-м болгары подарили городу памятник славянским просветителям Кириллу и Мефодию, а ещё чуть позже праздник в их честь стал государственным. Если же ближе к нам, то для тех, кто всерьез знает литературу Русского Севера, не будет открытием имя и стихи умершего четыре года назад Николая Колычева, на мой взгляд, одного из лучших поэтов России своего времени.
– Вы много работаете с пишущей молодежью – и не только на Севере. Как охарактеризуете это творческое поколение?
– Они очень разные. Общее, наверное, одно – гораздо меньше читают, чем мы когда-то. Хотя тоже бывают исключения. Никогда не забуду, как несколько лет назад в ночной читке (есть такие, после окончания семинаров, просто для себя, для тех, кто еще не спит) на фестивале «Осиянное слово» мне помогла продолжить знаменитое «Перед атакой» Гудзенко восемнадцатилетняя девушка из Челябинска… Разные они очень. Но будущее у русской поэзии есть, без вариантов.
– Если писатель – царь и бог чистой страницы, то в чём сегодня его предназначение?
– Созидать, а не разрушать. Хаоса нам и без литературы хватает. Как Толстой говорил о главной задаче литературы: «Смягчать нравы…» Не поспоришь.

Вопросы задавал Юрий ТАТАРЕНКО

43 года со дня основания Мурманской писательской организации

Дорогие коллеги по перу! Талантливые, неповторимые, неутомимые, работящие, сеющие «разумное, доброе, вечное», как завещали великие предшественники! С 43-й годовщиной нашей писательской организации! Всем крепкого здоровья, счастья, вдохновения, признаний, изданий!5

Илья Виноградов о литературном туре

Творческая ось север — юг

Фестиваль «КоРифеи» (16+) в столице Башкирии Уфе, куда меня пригласили вести семинар прозы, до последнего момента оставался под вопросом. Ковидные ограничения, всплеск заболеваемости раз за разом меняли требования властей, и творческий праздник то готов был угаснуть, не начавшись, то менял формат. В итоге организаторы решили проводить его в усеченном варианте — с небольшой аудиторией офлайн и переводом части мероприятий в онлайн.

Тем не менее, несмотря на такую неопределенность и отсутствие в этом году финансирования, главная «корифейка», уфимский прозаик, член Союза писателей России Светлана Чураева, пригласила гостей из нескольких регионов и даже часть из них гостеприимно поселила у себя. Может, это и добавило некоторых неудобств, особенно самой хозяйке, зато помогло сделать общение более теплым и тесным, а фестиваль — по-домашнему уютным. А в Союзе писателей Башкортостана, обосновавшемся в красивом особняке в центре города, нас приветствовал глава организации Заки Алибаев, с которым мы неделей ранее познакомились на фестивале в Якутске.

Со многими участниками я был знаком хотя бы заочно, а с некоторыми и вовсе не так давно виделся, в том числе в Мурманске, на нашем «Капитане Грэе» (16+). Это замечательный поэт, педагог, литературный критик и ведущая семинаров на самых крупных творческих мероприятиях Нина Ягодинцева из Челябинска, которая не только поучаствовала в «Капитане Грэе» , но и прочитала яркую лекцию студентам МАГУ. Это детская писательница Виктория Татур из Подмосковья, покорившая юных северян во время встречи в областной детско-юношеской библиотеке. Кстати, в Уфу Вика приехала с работами в новом для себя жанре — взрослой прозы, так что скоро, думается, она выступит и в Мурманске уже с книгой для серьезной аудитории. А прозаик Анатолий Бимаев из хакасского Абакана, один из самых «отдаленных» участников «Капитана Грэя», прибыл со своим романом, недавно увидевшим свет.

Был среди ведущих семинаров и Юрий Татаренко, поэт из Новосибирска, который очень хотел приехать на «Капитана Грэя», и лишь недостаток финансирования помешал этому. Встретились мы и с хорошим прозаиком из Челябинска Юрием Фофиным, знакомым по совещаниям совета молодых литераторов при Союзе писателей России. Приятно было видеть участников все того же совета молодых литераторов, уфимских писателей Марианну Давлетову и Розалию Вахитову, а также самобытного поэта из Архангельской области Варвару Заборцеву и петербургского автора стихов для детей Веру Шалаевскую.

Такая плотность знакомых творческих людей еще раз убедила в том, что литературное пространство страны становится все более целостным, начинает жить общей жизнью. И очень приятно, что Мурманск возвращает себе статус одного из центров этой жизни — как благодаря реализуемым у нас проектам, так и вследствие участия местных писателей в крупнейших российских мероприятиях.

Магический реализм по-башкирски

Возможно, далеко не все представляют, что такое литературный фестиваль. С музыкальными или кинофестивалями все понятно: на них поют и показывают фильмы. А на литературных? Читают стихи? В том числе да, но это лишь одна из составляющих. Сейчас литмероприятия в первую очередь важная обучающая составляющая, поскольку писать хорошую прозу или поэзию не учат ни в школе, ни в университетах. Помимо единственного в стране Литературного института имени Горького в Москве и нескольких кафедр литературного творчества в ряде вузов профессиональное обучение молодых авторов проходит именно на фестивалях.

Так было и в Уфе. Обучающие семинары очень вдохновили и порадовали участников. Молодые талантливые авторы, пишущие в самых разных жанрах, но неизменно интересно, впечатлили творческим потенциалом, любовью к языку и литературным традициям.

На моем семинаре были три девушки из Башкирии: сценарист Сусанна Минасян, Екатерина Клемент и Амалия Юсупова. Последняя, несмотря на свои 16 лет, впечатлила крепкой прозой с элементами магического реализма, в том числе и на такую сложную тему, как война.

А еще были три других семинара прозы и поэзии, каждый с яркими авторами, открытиями. Талантливых писателей среди молодого поколения очень много — даже при практически полном отсутствии поддержки и внимания к литературе со стороны государства. И это очень вдохновляет.

Думается, кого-то из уфимской творческой обоймы можно будет увидеть и у нас. По крайней мере, во время «КоРифеев» я рассказывал о «Капитане Грэе» и приглашал на него.

А еще многих удалось удивить фильмом «Дружба, отлитая в бронзе» (12+) о возрождении в Мурманске в 1986 году Дня славянской письменности и культуры и последующих проектах и событиях, связавших Кольский край и Балканы. То, что этот праздник пошел по стране именно из заполярной столицы, знают многие северяне, достаточно осведомлены об этом на Вологодчине, где состоялся второй такой праздник, это было в 1987 году. А вот более дальние регионы чаще ассоциируют день почитания Кирилла и Мефодия с Москвой, куда он пришел лишь в 1991-м, когда стал государственным.

К слову, показ фильма прошел в достаточно необычном, знаковом месте Уфы — Республиканском музее боевой славы. Он открылся 20 лет назад в современном здании и собрал интересную коллекцию экспонатов. Многие экспозиции посвящены героическому труду людей во время войны, что вполне ожидаемо, ведь в Башкирию были эвакуированы многие промышленные предприятия. Здесь же, в стенах музея, прошел фестивальный концерт.

Большой интерес славянские проекты Мурмана вызвали и во время эфира на радио ГТРК Башкортостан, куда меня и Веру Заборцеву пригласила известная местная журналистка Наталия Санникова.

Вечный лед и летучие мыши

Пересказывать все мероприятия фестиваля не стану — дело это сложное и не очень правильное, в них надо участвовать как минимум в качестве зрителя. А вот о вишенке на торте «КоРифеев», которым завершился для нас визит в Уфу, не упомянуть нельзя. В последний день Светлана Чураева предложила гостям поездку в Аскынскую пещеру, знаменитую своим реликтовым льдом.

Пара часов езды на машине с форсированием небольшой реки, получасовой подъем по поросшему лесом склону — и мы у входа в это уникальное творение природы. Необычно оно уже снаружи. Спуск ко входу составляет всего метров 20-30, и на этом промежутке флора успевает пройти обратную эволюцию от широколиственных лесов до тундры: если наверху нас провожали огромные деревья, то внизу встречали мхи и лишайники. Подобное можно наблюдать при восхождении в горы на несколько километров, тут же — считанные метры!

Секрет в том, что вход в пещеру расположен с северной стороны, поэтому солнечные лучи туда никогда не попадают. В самой пещере температура всегда около ноля градусов, тогда как в 30 метрах выше может быть и плюс 40, и минус 30.

В пещере размером с футбольное поле и высотой около 40 метров царство тьмы и льда. По оценке ученых, самый старый лед может возрастом превышать миллион лет. И, соответственно, содержать остатки древней фауны и флоры. Свисающие с потолка огромные сталактиты и тянущиеся к ним снизу еще более могучие сталагмиты — зрелище впечатляющее.

— Только не говорите в голос, максимум — шепотом, — наставлял нас перед спуском экскурсовод. И вполне обоснованно. Замкнутое пространство — отличный резонатор, любой звук там разносится и возрастает очень сильно. А резкий звук может привести к обрушению льда с потолка. Кроме того, разбудить спящих вверху летучих мышей, которых здесь обитает под сто штук. И часто неожиданная побудка кончается для этих животных плохо: они ослабляют хватку и срываются вниз, но, поскольку не успевают проснуться, разбиваются.

Поэтому 20 минут в пещере мы провели почти в полной тишине. Именно 20, дольше находиться в ней не дают. По оценке ученых, именно такое время безопасно для пещеры, чтобы не изменить климат от человеческого дыхания.

На этой роскошной точке и завершились «КоРифеи». Хорошего много не бывает, поэтому уезжали все с грустью, некоторые — даже со слезами, настолько сблизил и вдохновил фестиваль. И это оказалось завершающей точкой в моем литературном туре, поскольку за время поездок ситуация с пандемией ухудшилась, и запланированную программу в Великом Новгороде отменили.

Но остались контакты и проекты, приглашения мурманским писателям участвовать в совместных переводах и публикациях, приезжать друг к другу на фестивали. И ждут продолжения разговоры о современной литературной жизни России, в том числе имеющие непосредственное отношение к Мурманску, о чем расскажу в следующем материале.

Собрание 27 декабря

27 декабря в помещении Мурманского отделения Союза писателей России прошло собрание. Руководитель отделения, Илья Виноградов, рассказал о проделанной за год работе и поделился планами. Члены Союза обсудили насущные вопросы и пообщались в дружеской обстановке.

Литературный тур

У подножия мифических гор

Памятник клещу, арт-арка с нарисованными Шевчуком и Земфирой, смешение архитектурных стилей и культур Европы и Азии. Это все об Уфе, столице Башкирии, где ежегодно проходит мощный литературный фестиваль «КоРифеи». Именно так, с двумя заглавными буквами, поскольку здесь обыгрывается также название легендарных Рифейских гор из ведических и древнегреческих мифов, которые, по расхожей версии, и есть современные Уральские горы. Ежегодно фестиваль собирает сотни участников из разных регионов России, и нынче в число ведущих литературных семинаров впервые удалось попасть автору этих строк. Уфа ждала с многочисленными открытиями и встречами — как ожидаемыми, так и совсем нежданными.

Как ни странно, но знакомство с ней началось под знаком… Арктики. Еще за месяц главная хозяйка «КоРифеев», писатель Светлана Чураева, чьим неиссякаемым гостеприимством и организаторским силам не уставали удивляться участники форума, рассказала, что в их городе открылся Полярный музей. При всем кажущемся несоответствии географии это вполне закономерно. Родом из этих мест был один из известных покорителей Арктики Валериан Альбанов, который стал прототипом одного из главных героев знаменитых «Двух капитанов» Каверина.

Скульптура «Семь девушек».

В 2012 году он штурманом в составе экипажа яхты «Святая Анна» отправился из нашего Александровска в героический и трагический поход по Северному морскому пути. Из-за ряда факторов яхта вмерзла в лед и 2 года дрейфовала на север. Часть экипажа направилась по льдам к Большой земле, остальные без вести пропали. Из ушедших выжили только двое — Альбанов, а также матрос Конрад. У Земли Франца-Иосифа их подобрала экспедиция Георгия Седова.

В Уфе же родилась крупный исследователь биографии Альбанова и в целом истории похода «Святой Анны» Валентина Кузьмина. Еще в молодости она переехала в Мурманск и жила здесь до кончины в 2018 году. В свое время я написал в «Вестнике» несколько материалов о ее уникальных изысканиях, которые оценил и сам писатель Вениамин Каверин, и участники экспедиций, отправлявшихся искать следы «Святой Анны». Так, одна из экспедиций по указаниям Кузьминой смогла найти вещи членов группы, ушедших с судна, и останки одного из них.

Некоторые из этих вещей — фрагменты железного ведра и одежды — позже были переданы в Полярный музей Уфы, во время экскурсии участникам фестиваля их продемонстрировали. На одной из фотографий на стене я увидел и Валентину Кузьмину с изданной у нас, в Полярном, книгой, посвященной Альбанову и его походу.

Нити памяти

А вот найти в Уфе общую болгарскую знакомую стало для меня полной неожиданностью. Это случилось в музее знаменитого писателя Сергея Аксакова. Рассказывая про его сына Ивана, активного русофила, экскурсовод упомянула приезжавшую к ним женщину, которая ведет большую работу по сохранению памяти русских воинов на Шипке. Оказалось, это была Дина Хаджоева. В 2018 году она была одной из тех, кто встречал в Болгарии Славянский ход Мурман — Балканы, в котором с группой писателей и журналистов участвовал и я.

— Ты говоришь, что в Уфе первый раз, а куда ни зайдешь — везде знакомые! — даже рассердились в шутку мои спутники. Ничего удивительного в этом нет. Мурманск, как и Уфа, всегда был на широком перекрестке исторических и культурных событий.

Возвращаясь к теме музеев, хочется отметить, что они впечатлили своим духом, работой, которая ведется для сохранения истории и наследия земляков. Помимо музея Аксакова мы посетили художественный музей известного живописца XIX-XX веков Михаила Нестерова, где размещены полотна и самого уфимского художника, и великих русских мастеров, которые он собрал и подарил городу, еще до войны высказывая идею создания местной картинной галереи. Причем все эти музеи созданы и поддерживаются властями на бюджетные деньги.

Грустно только от одного: в нашем богатом на таланты Кольском крае таких музеев, посвященных землякам, нет.

Клещ Валера и космический Шевчук

Архитектура Уфы впечатляет своей эклектикой. Здесь в прямом смысле бок о бок стоят особняки XVII-XVIII веков и огромные стеклянные здания века XX. Причем иногда старинные фасады «вмонтированы» в современные здания, что, на мой взгляд, выглядит достаточно жутковато, наподобие остовов парусников на дне, съеденных ракушечником. Памятники героям легенд, например, о семи девушках, соседствуют с памятниками Ленину (говорят, самым первым в СССР, установленном в 1924 году, но, правда, с поменянной уже в наше время фигурой вождя мирового пролетариата) и другим деятелям революции. А над городом возвышается, подобно нашему Алеше, памятник национальному герою, сподвижнику Емельяна Пугачева, да еще и поэту Салавату Юлаеву на коне.

Памятник Ленину.

Памятник Ленину.

Надо отметить, советское прошлое Башкирии не менее колоритно, чем все прежние века. Взять хотя бы деятельность здесь исполкома Коминтерна — международной организации коммунистического интернационала. Коминтерн с 1941 по 1943 год работал в Уфе, координируя активное международное сопротивление немецкому фашизму. Из солидного здания местного почтамта, которое красуется в центре города и сейчас, коминтерновцы устраивали радиодиверсии: встраивались в эфиры Адольфа Гитлера и ругали его самыми нехорошими словами. Такие вот советские пранкеры, как бы их теперь назвали.

А самый необычный памятник — серебряная фигурка клеща размером с ладонь, которого уфимцы прозвали Валерой. Он стоит на камне на газоне у магазинчика с манящим названием «Посольство Уральских гор», где продают оригинальные ювелирные изделия, предлагают для чтения книги, показывают картины и просто общаются с зашедшими. Его мастера и отлили клеща. Почему? Потому что, по одной из версий, здешние места — рекордсмены по числу нападений этих мелких, но опасных насекомых.

Памятник клещу.

Памятник клещу.

Запомнилась и архитектурная композиция в одном из скверов, называемая в народе «Три шурупа» — три шара, крайние из которых имеют горизонтальную, а средний — вертикальную полосы. На самом деле это изображение написания Уфы, которая на башкирском пишется как Ѳфѳ (Эфе).

А еще местные жители доказали, что достопримечательностью можно сделать даже обычную… арку в доме. Одну из них они украсили картинами с необычными, «космическими» изображениями знаменитостей, родившихся и живших в столице Башкирии. Это и Владимир Спиваков, и Юрий Шевчук, и Земфира, и (да простят меня адепты высокой культуры) Моргенштерн. Последний, кстати, по словам организаторов «КоРифеев», нынче подавал заявку участника на семинара по прозе, но из-за организационных сложностей не попал. Я даже не знал, как отнестись к такой возможности, поскольку меня самого пригласили вести именно этот семинар.

Шевчук на стенах арт-арки.

Шевчук на стенах арт-арки.

Впечатлил и уфимский арт-квартал «А-квадрат». Несколько лет назад один предприниматель выкупил часть зданий в центре города и организовал творческие пространства. Помимо разукрашенных стен и улиц тут появились сцены для выступлений, а арендаторы кафе и прочих заведений обязательно включают в свою работу творческую составляющую.

Все эти впечатления мы успели получить за полтора дня, предшествовавших фестивалю. А потом началась программа «КоРифеев», не менее яркая, чем сама Уфа, и завершившаяся поездкой в пещеру с реликтовым льдом, которому, по некоторым версиям, более миллиона лет. И об этом — в продолжении материала.